Реставрация звука

Из чего состоит процесс реставрации звука, как это делается, с какими сложностями приходится сталкиваться и так далее


Итак, у нас с вами есть трек некоторого абстрактного качества. Предположим, что мы только что оцифровали запись акустического квартирника 70-х годов и хотим выжать из этой записи максимум качества. Естественно, у нас присутствуют гитара, вокал, перкуссии и, предположим, аккордеон.



Из чего состоит процесс реставрации звука, как это делается, с какими сложностями приходится сталкиваться и так далее

Такой набор инструментов я предложил специально, поскольку он органичен с точки зрения эпохи и интересен с позиции реставратора. Аккордеон, особенно рядом с микрофоном, заклушает прочие инструменты. Мы чаще всего слышим артефакты и реплики участников, смех. Перкуссии представлены связками ключей и хлопками зрителей. Гитара, как правило, задаёт основную тональность, но не факт, что партия прослушивается. Не стоит забывать про шум с улицы и гневный стук соседей по батарее. Обычно так выгляит исходный материал с компакт-кассеты.

Предварительная подготовка

Для начала, мы должны выделить инструментальные партии. Для этого создаётся паттерн общего фонового щума и послойно удаляется из микса. Когда мы услышим отчётливую партию исполнителя, мы должны разделить её по инструментам. Самым простым будет отделить сначала аккордеон. Он имеет ярко выраженный спектр на частотном анализаторе, и позволяет наиболее отчётливо выделить всю партию.


Как только мы получили яркий звук инструмента с минимумом помех, нужно сохранить партию в отдельную дорожку, потом отправить исходную и инструментальную дорожку на суммирующую шину. Для того, чтобы удалить аккордеон из микса — инвертируем фазу. Взаимное вычитание сигналов обеспечит нам микс без отредактированного инструмента.


Скорее всего исполнитель играл «боем». Это даёт на спектрогармме большое количество перкуссионных призвуков. Чтобы сэкономить время, мы можем выделить осмысленные перкуссии в отдельный трек и также как в случае с аккордеоном инвертировать фазу. Впоследствии мы восстановим эти звуки в миксе, но сейчас проявятся лишние призвуки и не пострадает партия гитары.


Эта процедура производится столько раз, сколько самостоятельных каналов должно присутствовать в миксе. В итоге, останется только вокал и естественные звуки окружения — публика, улица, соседи...


Проявление вокала

Выделять вокал из общего шума стоит несколько иначе. Сначала мы должны убрать артефакты, не относящиеся к голосам публики и исполнителя, тогда у нас получится сохранить тембр и «живое» звучание голоса. Далее, мы определяем самую нижнюю и самую высокую ноту, которые взял исполнитель. Кроме того, мы должны сохранить проявившиеся гармоники.


Особенность заключается в том, что голос редактируется почти полностью вручную. Это связано с особенностями артикуляции и формирования звука при речевом или вокальном исполнении. Очень важно не просто получить отчётливый тональный рисунок или текст, а именно передать динамику исполнителя с его характерными особнностями.


После выделения партии нам так же как и с инструментами нужно провести вычитание фазы, но в этот раз вычитается не сигнал из шума, а шум из сигнала. Когда мы разделили микс на отдельные партии, можно переходить к частотной коррекции.


Редактирование частот

У каждого источника звука своя рабочая частота. При этом, в зависимости от носителя, появляются дополинтельные гармоники, которые зависят от типа и материала носителя. При реставрации необходимо учитывать гармоники каждого из сигналов, которые нам удалось выделить из общего микса.


Для каждого трека производится обогащение отдельно, после этого инструменты возвращаются в микс и потом производится отчистка шума. Также как и при выделении из микса вокала — из исходного сигнала удаляется весь паттерн шума, а основные частоты возвращаются отдельными треками.


Сведение микса

Теперь нам нужно придать фонограмме естественность и оттенки, которые присутствовали на оригинальном носителе. Для этого мы суммируем оба микса и проверяем, где при очистке были вырезаны нужные нам гармоники. В результате произведённых нами операций, мы получаем возможность вернуть именно тот звук, который соответствует оригинальному записанному сигналу.


Обратное сведение позволяет сформировать стабильный сигнал и сделать партии более отчётливыми, проявить то что было плохо слышно или потерялось при очистке. Более того, мы получаем возможность регулировать при повторном сведении панораму и громкость инструментов относительно друг друга. Это добавляет миксу объём и создаёт «эффект присутствия».

Восстановление скорости и тональности фонограммы, удаление шумов, щелчков и скрипов, провалов и артефактов

Оцифровка пластинок

Прежде чем приступать к реставрации звука виниловых пластинок, от звукорежиссёра требуется выполнить несколько обязательных действий. Это подготовка носителя к оцифровке, съём и преобразование звука, чистка и коррекция записи. Давайте рассмотрим их в порядке выполнения.

Читать полностью
Восстановление скорости и тональности фонограммы, удаление шумов, щелчков и скрипов, провалов и артефактов

Оцифровка аудиокассет

К особенностям магнитной ленты нужно отнести свойство магнитного слоя осыпаться от времени. Аудиокассеты имеют больший динамический диапазон чем граммпластинки и это даёт нам некоторый простор для коррекции. При этом, чаще всего достаточно одного прохода при оцифровке.

Читать полностью
Из чего состоит процесс реставрации звука, как это делается, с какими сложностями приходится сталкиваться и так далее

Реставрация звука

Итак, у нас с вами есть трек некоторого абстрактного качества. Предположим, что мы только что оцифровали запись акустического квартирника 70-х годов и хотим выжать из этой записи максимум качества. Естественно, у нас присутствуют гитара, вокал, перкуссии и, предположим, аккордеон.

Читать полностью