До 50м²

Небольшие помещения: павильоны, бары и магазины меньше 50м²


Небольшие помещения и выездная проверка



Небольшие помещения: павильоны, бары и магазины меньше 50м²

Плюсы легальной музыки в заведении

Требования законодательства

Склейки пластинок крайне нежелательны, расколотые, но склеенные носители поддаются реставрации не всегда. Кроме того, сильно мешает пыль и микрочастицы, забившиеся в дорожки. Когда я беру склеенную пластинку, первый проход делается тестовой иглой с минимальным весом тонарма (не более 3 граммов). Если пластинка не поддаётся реставрации, она возвращается владельцу без оцифровки. Но будем считать, что пластинка не содержит повреждений, требующих механического восстановления.


Очистку от пыли, жира и загрязнений лучше производить перед отправкой. Вы можете обработать изделие специальным составом для очистки винила или заказать ультразвуковую чистку. Если самостоятельно вы не хотите этого делать, можно заказать ультразвуковую чистку вместе с реставрацией. Перед началом оцифровки носитель протирается от пыли и частиц упаковки, после этого делается пробный проход валиком, чтобы получить «рисунок» деформации пластинки. Впоследствии это позволит выровнять темп и тон записи.


Звук снимается с носителя в несколько проходов. Перед каждым проходом игла и пластинка протираются. Это связано с тем, что невозможно удалить все загрязнения и в некоторых отрезках звука будут встречаться артефакты. Смещение мирочастиц иглой тонарма при проигрывании позволяет при последующих проходах получить оригинальный звук с пластинки для последующего редактирования.


Методы проверки

Тонарм оснащён керамической иглой с сапфировым напылением. Выбор иглы зависит от материала пластинки, скорости проигрывания, степени изношенности и состояния носителя. Избыточный вес на игле нежелателен, так как сильно изнашивает дорожки и в нашем случае лучше работать с меньшим нажимом, но в несколько проходов и с разными иглами. Возникающие шумы потом устраняются при редактировании, а незахваченные частоты проявляются на параллельных треках.


Аналоговый сигнал передаётся без обработки в звуковую карту и оцифровывется с разрядностью 24 bit/192 kHz. Квантизация в 24 бита это предел человеческого слуха. 32 бита и более используется при решении специфических задач в лабораторных и студийных условиях. Частота дискретизации 192 kHz почти вдвое превышает порог различимости и используется в воспроизводящей аппаратуре HiEnd сегмента, чтобы компенсировать акустические эффекты помещения. Таким образом, при оцифровке качество полученных треков в разы превосходит возможности записанного на пластинку материала. Считается, что на виниловом носителе квантизация сравнима с 11 битным сигналом в силу физических характеристик материала пластинки и технологии записи.


Таким образом, при оцифровке я делаю точную копию содержимого пластинки, включая малейшие искажения и нюансы. Ощущения возникающие при прослушивании виниловой или шеллачной пластинки больше связаны с неслуховыми и психоакустическими эффектами. Это может быть собственная акустика помещения, «ритуал» постановки пластинки в проигрыватель, шорох иглы и так далее.


Обязательные документы

При оцифровке делается «слепок» искажений валиком. Это помогает, во-первых, удалить поверхностный слой пыли, а во-вторых — получить сэмпл шума и при редактировании выявить деформацию пластинки. Количество «биений» на круг позволяет без повреждения дорожек выявить на какой секунде проигрывания и насколько сильно будет искажаться звук. При редактировании шум выравнивается и подготовленная обработка по скорости и высоте тона будет применяться для коррекции оцифрованной записи. Эти искажения в треке часто не слышны из-за помех, но могут стать заметны на ремастеринге.


Три прохода разным иглами с разным весом позволяют снять максимальное количество данных с носителя. Более лёгкая игла точнее снимает высокие частоты и незначительные колебания, но сигнал содержит больше шума. Более тяжёлая — увереннее передаёт средние и низкие частоты и имеет уверенный сигнал, хотя гармоник и деталей в записи прочитывается меньше.


Большее количество проходов не требуется. Это может испортить носитель и не даст явного преимущества при редактировании. Если при оцифровке была возможность сдвинуть микрочастицы и корректно прочитать бороздки, мы это уже сделали, но если звук не удалось прочитать, то восстановление делается другими методами.


Практические рекомендации

Теперь нам нужно реконструировать звук в том виде, в котором он вышел из под матрицы на заводе. Для этого отрезаются все гармоники за пределами объективного частотного диапазона пластинки. Для пластинок, выпущенных до 1920-х годов диапазон составляет 150Hz—4kHz. До конца 40-х годов частотный диапазон увеличился до 50Hz—4kHz. После 50-х годов шеллак сменился на винилат и верхняя граница поднялась до 16kHz, а динамический диапазон расширился до 50—55dB.


Из полученных с носителя треков удаляется шум не относящийся к записи. Выравнивается динамический диапазон и вырезаются щелчки и призвуки. Потом треки совмещаются и мы с вами получаем чистый устойчивый сигнал исходной записи. Если между треками есть отличия и артефакты обнаружились со смещением, то они перекроют друг друга и при совмещении образуются естественные «заплатки». Их нужно будет усилить до исходного уровня. После этого применяем к полученному треку обработку, полученную с валика и выравниваем скорость всей фонограммы.


Небольшие помещения: павильоны, бары и магазины меньше 50м²

До 50м²

Небольшие помещения и выездная проверка

Читать полностью